Выбор стоматолога или кому доверить свои зубы? Пожалуй, этот вопрос самый основной и наиболее острый. Сейчас в нашей стране, да и во всем мире, стоматологическая отрасль стремительно развивается. Рынок услуг расширяется день ото дня, предлагая все новые и новые методики и материалы. Предложение стоматологических услуг превышает спрос на них – чтобы в этом убедиться достаточно просмотреть несколько рекламных газет или журналов. Поэтому проблемой выбора «своего» стоматолога озабочены многие пациенты.
Русская стоматологическая рулетка
Чтобы попытаться ответить на вопрос «СТОМАТОЛОГ — как выбрать лучшего», необходимо разобраться, что же интересует потенциальных пациентов в первую очередь и что влияет на их выбор. Нами был проведен небольшой опрос, в котором участвовали люди различных профессий, не связанных с медициной, в возрасте от 20 до 50 лет, с различным уровнем дохода (который мы разделили на «средний» и «выше среднего»). В ходе опроса выяснилось, что для пациентов со средним доходом на первом месте находится стоимость стоматологических услуг, на втором – расположение клиники, а на третьем – качество услуг и квалификация сотрудников.
Пациентов с доходом выше среднего в первую очередь интересует качество стоматологических услуг и квалификация специалистов, за которые эти пациенты согласны платить большие деньги. Далее следуют – расположение стоматологической клиники, а также ещё один немаловажный фактор – «кто там ещё лечится». В этом случае предпочтение отдается клиникам с именитыми пациентами, которые являются своего рода «знаком качества». Лечение в таких клиниках является вопросом престижа.
Самое решающее значение в выборе клиники или специалиста в обеих группах играют положительные рекомендации друзей, коллег и т.п., как правило, сопровождающиеся демонстрацией того, что именно им сделали.
Стоимость услуг или поиск клиники по рекламе.
Поставщики стоматологических услуг используют весь спектр современных рекламных технологий – от простых объявлений на остановках общественного транспорта и газетных объявлений до телевизионной и интернет-рекламы. Стремление клиники предоставить информацию обо всех своих услугах и высокой квалификации персонала понятно, ведь пациент хочет выбрать самую лучшую клинику с грамотными специалистами. Но правильно информировать пациента – это большое искусство. Следуя мудрым указаниям классика рекламы Дэвида Огилви, клиники обещают самые низкие цены, самые большие скидки и т.п. Цена на услуги, как следует из проведенного нами опроса – решающий фактор в выборе специалиста. Здесь возможны два варианта. Первый – низкие цены полностью соответствуют такому же уровню услуг. Второй вариант – это рекламный ход, служащий исключительно для привлечения клиентов, а в действительности цены оказываются на среднем уровне по отрасли или выше. А ведь уровень цен может и не отражать реальную квалификацию сотрудников и качество материалов.
Многие клиники публикуют телефоны своих «горячих линий» или информационных служб. Очень хорошо, когда на вопросы пациентов отвечают действительно специалисты. Но что делать, если информационная служба стоматологической клиники по квалификации сотрудников не отличается от центра продаж по телефону? От такой службы будет больше вреда, чем пользы. Хороший вариант, когда клиника старается обучить своего пациента, для того чтобы говорить с ним на одном языке. Информация об услугах, предложенная в доступной форме, варианты и альтернативы, разъяснения и цены, отражающие реальные – всё это вместе и является показателем квалификации специалистов и качества услуг.
В других случаях, решающим фактором выбора становится расположение стоматологической клиники. Пациенты со своими проблемами идут в расположенную рядом поликлинику, записываются на прием и/или сидят в очереди, при этом очень часто они не знают о квалификации специалиста и надеются на «авось». Иногда пациент не знает даже фамилии стоматолога, к которому он записан, но зато точно знает номер кабинета. Другой вариант – пациент направляется в некий стоматологический кабинет, иногда расположенный на первом этаже дома, в котором пациент проживает. Очень удобно. Территориальный признак является решающим при неотложных стоматологических проблемах – тогда, когда терпеть нет больше сил. Но останется ли пациент доволен результатом? Здесь все зависит от везения. Повезло – попал на прием к квалифицированному специалисту. Не повезло – и так все понятно. Можно ли упрекнуть пациента в таком опрометчивом решении? Расположение клиники – далеко не самый последний критерий, ведь зуб болит «здесь и сейчас».
А вот ещё одна проблема – парковка. Можно оставить свою машину за квартал до клиники и тогда к прочим проблемам прибавится ещё одна. Хотя может быть кому-то это позволит отвлечься от неприятных ощущений, связанных со стоматологическими манипуляциями?
Как же отыскать «своего» стоматолога?
Во-первых – не надеяться на везение. Шанс того, что повезет в маленьком стоматологическом кабинете на первом этаже жилого дома, очень невелик. Ещё меньше этот шанс в районной поликлинике.
Во-вторых – попробовать узнать как можно больше о своей проблеме, способах её решения и ценах Речь идет о Вашем здоровье, и здесь выбор нужно делать такой – что дороже: сэкономленное время/деньги или собственное здоровье? Ту же пломбу Вам поставит бесплатно стоматолог в поликлинике – из обычного стоматологического цемента, применявшегося уже в начале прошлого века. Гарантий на такую пломбу Вам не дадут – цемент обладает массой недостатков, таких как размывание и изменение цвета. Такая пломба может быстро выпасть или вскоре пожелтеть – цемент подвержен действию всех пищевых красителей.
В стоматологическом кабинете Вы можете попасть в руки стоматолога, которые совсем недавно работали в той самой районной поликлинике. Здесь Вы можете надеяться на использование уже современных материалов, более высокое качество услуг, хотя и в этом случае 100% гарантий никто не даст. Кстати, больше всего разочарований в возможностях современной стоматологии приходится именно на услуги таких кабинетов. Оборудование и материалы могут быть самыми современными – а методы работы стоматологов всё еще теми самыми, «районно-поликлиническими». В стоматологическом центре или крупной клинике Вам предложат весь спектр современных стоматологических технологий, и Вы можете быть уверены в квалификации специалистов. Такие клиники дают гарантию на все работы стоматолога, а цены могут быть не выше, чем в стоматологическом кабинете или небольшой клинике средней руки. Индивидуальный подход к решению Ваших проблем и квалифицированные специалисты не позволят разочароваться в полученном результате.
Мы предложили Вам собственную точку зрения на вопрос выбора «своего стоматолога». Проблемы, затронутые в этой статье – лишь малая часть того, что влияет на решение. Само решение всегда остается за Вами. Будьте грамотными!